АВИА- И РАКЕТОСТРОЙТЕЛЬНЫЕ МОНОПОЛИИ
капиталистических стран. Производство авиа- и ракетной техники
сконцентрировано в руках небольшой группы монополий гл. капиталистич. стран.
Господствующее положение во 2-й пол. 60-х гг. занимали монополии США, на
долю к-рых приходилось ок. 80% всей продукции авиаракетной техники в капиталистич.
мире и более 80% её экспорта. Значительны авиац. компании Англии, Франции,
ФРГ и Японии. В США более 50% всех занятых в отрасли работает на предприятиях
шести монополий-гигантов (см. табл.). В Англии 95% всей авиапром-сти
монополизовано "большой четвёркой": "Хокер Сидли труп" ("Hawker Siddeley
Group") и "Бритиш эркрафт" ("British Aircraft") (авиа- и
ракетостроение), "Уэстленд эркрафт" ("Westland Aircraft") (вертолётостроение),
"Роллс-Ройс" ("Rolls-Royce") и её дочерней фирмой "Бристол Сидли
энджинс" ("Bristol Siddeley Engines") (авиадвигатели). Во
Франции большая часть авиатехники выпускается тремя компаниями: "Сюд-авиасьон"
("Sud-Ayiation"), "Hop-авиасьон" ("Nord-Aviation") и "Марсель Дассо" ("Marcel
Dassault"), в ФРГ - пятью: "Ферайнигте флюгтехнише верке" ("Vereinigte
Flugtechnische Werke"), "Бельков" ("Bolkow"), "Дорнье" ("Dornier"), "Мессершмитт"
("Messerschmitt"), "Гамбургер флюгцойгбау" ("Hamburger Flugzeugbau"). В
Японии на долю четырёх фирм приходится до 97% всего про-из-ва авиатехники,
в т. ч. у "Мицубиси хэви индастрис" ("Mitsubishi Heavy Industries") сосредоточено
50%. В Италии выпуском авиатехники занимается практически
только "ФИАТ" ("FIAT"). Наряду со спец. А.- и р. м. известную роль в развитии
этой отрасли произ-ва играют также компании других отраслей, в т. ч. автомобильные
["Дженерал моторс" ("General Motors"), "Форд" ("Ford") и
"Крайслер" ("Chrysler") в США, "ФИАТ" в Италии], электротехнические
["Дженерал электрик" ("General Electric"), "Вестингауз электрик"
("Westinghouse Electric") и "Уэстерн электрик" ("Western Electric")
в
США].
Монополии США по своей мощи
значительно превосходят компании др. стран. Шестёрка авиаракетных корпораций
США входит в число 50 крупнейших пром. монополий капиталистич. мира. Число
занятых в одной только "Боинг" ("Boeing") превышает 125 тыс., тогда
как в Англии во всей отрасли занято ок. 250 тыс., а во Франции 100 тыс.
чел. По величине активов и числу занятых с монополиями США может сравниться
только английская "Хокер Сидли труп", уступающая, однако, им по размерам
оборота. Корпорации США обладают монополией на такие важные виды продукции,
как стратегич. ракеты, межконтинентальные возд. лайнеры и др. По их лицензиям
работают мн. авиакомпании Европы, Канады и Японии. Развитие зап.-европ.
авиаракетных компаний затруднено как конкуренцией мощных монополий США,
так и относит, узостью внутр. рынка этих стран: ёмкость рынка зап.-европ.
стран для продукции гражд. авиатехники составляет 40%, а для воен. авиац.
продукции ок. 20% ёмкости рынка США.
Конкуренция монополий США
и высокие темпы технич. прогресса, приводящие к стр-ву более дорогих и
сложных машин, вызвали серию слияний и поглощений среди авиаракетных компаний
ведущих зап.-европ. стран и вынуждают их кооперироваться при разработке
отд. проектов; в 1967 приняты решения о слиянии двух ведущих компаний Англии
("Хокер Сидли труп" и "Бритиш эркрафт"), трёх в ФРГ ("Бельков",
"Мессершмитт" и "Ферайнигте флюгтехнише верке") и о реорганизации
франц. авиаракетной пром-сти с целью дальнейшей её концентрации и специализации.
Большое военно-стратегич.
значение А.- и р. монополий и капиталоёмкость произ-ва обусловили высокое
развитие гос.-монополистич. тенденций в этой отрасли. Гос-во субсидирует
и финансирует произ-во, а также значит, часть исследовательских
работ
монополий. В США и Великобритании мн. авиационные предприятия были построены
в годы 2-й мировой войны на гос. средства, а затем переданы на льготных
условиях частному капиталу. Большое участие гос-во принимает в реорганизации
авиа-и ракетостроения в Великобритании и в особенности во Франции, где
оно является собственником ведущих авиационных компаний. А.- и р. монополии
США тесно связаны с воен. ведомством. В их руководящие органы входит большое
число отставных генералов и адмиралов, в частности, только на "Дженерал
дай-немикс" ("General Dynamics") работает ок. 190 бывших высокопоставленных
военных.
А.- и р. м. представляют
собой мощные военно-пром. концерны, в оборотах к-рых воен. и космич. продукция
занимает от 50% до 90%; крупнейшие из них выступают ген. подрядчиками по
комплексным системам оружия. По сумме получаемых воен. заказов А.- и р.
м. США занимают первые места среди пром. компаний страны. В 1965 "Локхид"
("Lockheed") получила воен. заказы на сумму 1,7 млрд. долл., "Дженерал
дайнемикс" 1,1 млрд., "Мак-Доннелл" 855 млн., "Норт-Американ"745млн.,"Юнайтед
эркрафт" 632млн. и "Боинг" 583 млн. долл. Правительственные заказы на воен.
и космич. технику служат источниками высоких прибылей. Особенно наживаются
А.- и р. м. в периоды воен. действий. По сравнению с 1935 валовой доход
8 авиаракетных компаний США увеличился в 1940 в 91 раз, в 1945 более чем
в 210 раз. Только за 1964-66 в связи с агрессией США во Вьетнаме валовая
прибыль А.- и р. м. США выросла в 1,5 раза и составила почти 2 млрд. долл.
А.- и р. м. ведут постоянную борьбу за получение правительств, заказов,
исход к-рой зачастую решают не объективные показатели, а связи с воен.
ведомством. Ярким примером является скандальный случай с крупнейшим в истории
США многомиллиардным (6,5 млрд. долл.) заказом на произ-во военных
самолетов FB-111. Несмотря на то, что "Боинг" представила более экономичный
и технически более совершенный проект,< этот заказ в 1962 был выдан
фирме "Дженерал дайнемикс", т. к. её поддержали нек-рые руководящие воен.
деятели. Построенный ею самолёт оказался в неск. раз дороже запроектированного
и не соответствовал обусловленным так-тико-технич. характеристикам.
Крупнейшие
авиа- и ракетостроительные монополии капиталистических стран1 (1966, млн. долл.) |
|||||||||
|
Год
создания |
Активы
|
Собственный
капитал |
Число
занятых (тыс. чел.) |
Оборот
по продаже |
Валовая
прибыль |
Валовая
прибыль (%) |
Чистая
прибыль |
|
к
обороту |
к
собственному капиталу |
||||||||
Монополии
США |
1916
|
1445
|
564
|
128
|
2357
|
151
|
6,4
|
26,9
|
76
|
"Мак-
Доннелл- Дуглас"2 |
1967
|
853
|
323
|
124
|
1775
|
96
|
5,3
|
30.0
|
47
|
"Норт-Американ-Рокуэлл"
|
1967
|
966
|
568
|
114
|
2660
|
169
|
6,4
|
29,7
|
90
|
"Дженерал
дайнемикс" |
1952
|
734
|
286
|
93
|
1797
|
101
|
5,5
|
35,3
|
58
|
"Локхид
эркрафт" |
1932
|
727
|
318
|
90
|
2085
|
110
|
5,3
|
31.3
|
59
|
"Юнайтед
эркрафт" |
1934
|
1046
|
417
|
82
|
1666
|
96
|
5,1
|
22,9
|
46
|
Монополии
западноевропейских стран3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1935
|
938
|
385
|
122
|
1075
|
|
2,2
|
6.5
|
23,5
|
"Бритиш
эркрафт" (Англия) |
1960
|
239
|
47
|
34
|
448
|
|
1,9
|
18,0
|
8,7
|
"Сюд-авиасьон"
(Франция) |
1957
|
591
|
87
|
29
|
309
|
|
0,9
|
3,7
|
2,7
|
1
Монополии расположены по числу занятых на предприятиях каждой монополии в убывающем порядке. 2 За 1965. 3 Вследствие отсутствия данных о валовой прибыли приведены чистая прибыль и её отношение к обороту и собственному капиталу. |
Крупнейнхий по числу занятых
А.-и р. м. является концерн "Боинг" (США), занимающий 1-е место
в мире по произ-ву возд. лайнеров, один из ведущих поставщиков реактивных
трансп. самолётов и вертолётов, а также известного бомбардировщика В-52,
ген. подрядчик по выпуску системы оружия "Минитмен". Поставки пр-ву составляют
в среднем 50%, в отд. годы до 70% всех продаж монополии. "Боинг" входит
в сферу влияния калифорнийской финанс. группы и группы "Фёрст нэшонал сити
банк" ("First National City Bank"). Занимающая первое место по размерам
оборота "Норт-Американ-Рокуэлл" ("North-American-Rockwell", США) создана
в 1967 путём слияния двух корпораций: 1) контролируемой Дюпонами
"Норт-Аме-рикан авиэйшен", выпускающей ракетные двигатели и космич. технику
(40% её продукции), в том числе космические корабли "Аполлон", и
2) "Рокуэлл стан-дард", выпускающей узлы и компоненты для авиаракетной,
автомобильной и др. техники.
Монополия " Мак-Доннелл-Дуглас
" ("McDonnell-Douglas", США) основана в 1967 после того, как одна
из ведущих авиаракетных корпораций "Мак-Доннелл", выпускающая в основном
воен. и космич. продукцию, поглотила компанию "Дуглас эркрафт" ("Douglas
Aircraft"), важное место в продукции к-рой занимали гражд. самолёты.
"Дженерал дайнемикс" (США)
выпускает
почти исключительно воен. и космич. технику и является одним из крупнейших
поставщиков управляемых снарядов, воен. самолётов, подводных лодок;
контролируется группами Лимена и Крауна. Монополия известна рядом неудачных
проектов (FB-111 и др.).
90% продукции концерна "Локхид"
(США), находящегося в сфере влияния калифорнийской финанс. группы,
приходится на воен. и космич. технику. Он занимает одно из ведущих мест
в области создания стратегич. баллистич. ракет, является ген. подрядчиком
по произ-ву ракет "Поларис" для атомных подводных лодок. По его лицензии
в ФРГ, Японии, Италии, Бельгии и Нидерландах построены истребители-бомбардировщики
F-104 "Старфайтер".
"Юнайтед эркрафт" (США)
специализируется
на выпуске мощных реактивных и турбовинтовых двигателей, электронной аппаратуры
"Норден" и вертолётов, по произ-ву к-рых она занимает 2-е место в США.
По её лицензиям строятся вертолёты в Англии, Франции и Японии. Контролируется
Гарриманами и "Фёрст нэшонал сити банк".
На долю авиаракетной продукции
приходится ок. 70% объёма произ-ва англ, монополии "Хокер Сидли
труп". Она занимает важные позиции в произ-ве авиадвигателей и др. авиатехники
в Канаде [через дочернюю фирму "Де Хэвил-ленд эркрафт оф Канада" ("De Havilland
Aircraft of Canada")].
По проекту реорганизации
авиаракетостроения Франции, принятому в 1967,< гос. компании "Сюд-авиасьон"
и "Нор-авиасьон" сосредоточат в своих руках выпуск соответственно гражд.
авиапродукции и ракетной техники, а стр-во воен. самолётов будет сконцентрировано
на предприятиях частной компании "Марсель Дассо".
Ведущее место в самолётостроении
ФРГ занимает компания "Ферайнигте флюг-технише верке", 35% акц. капитала
к-рой принадлежит Круппу, 26 % " Юнайтед эркрафт" (США) и 12% семье
Хейнкель; она создана в 1963 путём слияния компаний "Фокке-Вульф"и"Везер",
в 1964 к ней присоединилась фирма "Э. Хейнкель". В ней занято 10 тыс. чел.
Компания в 1967 освоила серийное произ-во разработанных совместно с франц.
компаниями военно-транспортных самолётов для зап.-герм, бундесвера и франц.
ВВС. И. А. Агаянц.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я