АБСТРАКЦИЯ

АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio-отвлечение), 1) метод научного исследования, основанный
на том, что при изучений нек-рого явления, процесса не учитываются его
несущественные стороны и признаки; это позволяет упрощать картину изучаемого
явления и рассматривать его как бы в чистом виде. 2) Продукт познания (понятие,
описание, закон, модель, идеальный объект и т. п. ), рассмотренный в сопоставлений
с конкретной эмпирич. действительностью, к-рая не фиксируется в этом продукте
во всём богатстве своих свойств и связей. 3) Познавательная деятельность-процесс
абстрагирования, - направленная на получение А. Применение А., как и всякого
метода исследования, определяется типом ситуации, с к-рой сталкивается
исследователь, и перечнем процедур, необходимых или допустимых в данной
ситуации. Ситуация характеризуется задачей (целевая характеристика метода)
и спецификой изучаемого объекта (онтологическая характеристика). С точки
зрения онтологий А. связана с представлением об относит, независимости
явлений и их сторон и с отделением существенных сторон от несущественных.
Предписываемые процедуры сводятся, как правило, к перестройке предмета
исследования, к эквивалентному, с точки зрения данной ситуации, замещению
первонач. предмета другим. Перестройка касается либо изображения изучаемого
объекта (отбрасывание несущественных сторон), либо эмпирич. материала,
либо программы наблюдения и описания (отказ от лишней информации). Напр.,
геометрич. свойства элек-трич. цепи не зависят от составляющих элементов
ветви, таких, как сопротивление, индуктивность и ёмкость, поэтому при топологич.
изучений цепей все ветви цепи обычно заменяют отрезками, изображая цепь
в виде линейного графа (см. Графов теория).


Целевая характеристика
А. может быть различной, но всегда связана с указанием на те или иные познават.
задачи и с включением А. в более широкий контекст познават. деятельности.
На различений целевых характеристик строится и классификация типов А. :
изолирующая А. соответствует цели вычленения и чёткой фиксаций исследуемого
явления; обобщающая А. - цели получения общей картины явления; идеализация-цели
замещения реальной, эмпирически данной ситуаций идеализированной схемой
(типа абсолютно твёрдого тела в механике) для упрощения изучаемой ситуаций
и более эффективного использования существующих методов и средств исследования.


Реализация
А. как метода, т. е. процесс абстрагирования, включает 2 типа операций:
выяснение возможности и целесообразности замещения, перестройки предмета
исследования и сам акт замещения. Продуктом этого процесса являются соответствующим
образом преобразованные представления об объекте, модели, отобранный эмпирич.
материал и т. д.


Обоснование
А. осуществляется как с точки зрения её правомерности (это достигается
установлением несущественности отд. сторон явления), так и с точки зрения
её целесообразности (к-рая определяется поставленной задачей). Выдвижение
на первый план одного из этих моментов приводит к разным формам обоснования
А. Напр., в 1-м т. Капитала Маркс исходит из предположения, что ден. товаром
является только золото, указывая, что он делает это ради упрощения (см.
К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23, с. 104); это-целевое обоснование
А. Построение идеальных объектов механики обычно обосновывается онтологически,
т. е. ссылкой на несущественность тех или иных свойств. Возможность разных
способов обоснования А. приводит к разным её пониманиям и определениям
в логико-филос. лит-ре: А. определяют то как процесс мысленного отвлечения
от несущественных сторон явлений, опираясь на её процедурные и онтологич.
аспекты и отвлекаясь от целевых, то как познание явлений со стороны их
сущности, опираясь на целевые и онтологич. аспекты, но отвлекаясь от процедурных.
Наиболее простой формой А. можно считать практич. замещение одного объекта
другим. В этой форме А. имеет место и у животных (в частности, на ней основано
формирование условных рефлексов). У человека такое практич. замещение выражается
и закрепляется в слове, в деятельности со знаками. В дальнейшем формируются
представления о существенных и несуществ, сторонах явлений и об отношениях
зависимости. Вместе с тем происходит осознание специфики знаковых образований,
их отношения к действительности, к целям и задачам человека. Такое осознание
вполне чётко видно уже у Аристотеля (см., напр., Метафизика, М. - Л., 1934,
с. 129-30). Что же касается метода А., то он возникает на высоких ступенях
развития познания. Поэтому следует отличать история, процесс формирования
тех продуктов познават. деятельности, к-рые теперь характеризуются как
А., от процесса абстрагирования в его совр. форме. В первом случае абстрактность
самих по себе продуктов познания вовсе не является результатом особой целенаправленной
процедуры абстрагирования, она есть суммарный итог человеч. деятельности.
В развитий науки в прошлом модели типа материальной точки или идеального
газа обычно рассматривались как завершающий этап построения теоретич. концепции,
связанный с её обоснованием и выявлением границ применимости. В отличие
от этого А. как спец. процедура выделяется и кристаллизуется в познаний
только на основе спец. теоретич. построения. Опираясь на эту процедуру,
совр. исследователь часто с самого начала ставит задачу упрощения изучаемого
явления и построения его абстрактной идеализированной модели; идеализация
выступает здесь как исходный пункт в построений теории. При этом А. как
метод возникает в результате теоретич. осознания характера протекания историч.
процесса познания, рассматриваемого как процесс получения А.


Лит. : Горский
Д. П., Вопросы абстракций и образование понятий, М., 1961; Логика научного
исследования, М., 1965; Розов М. А., Научная абстракция и ее виды, Новосибирск,
1965. М. А. Розов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я