АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО

АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО Абстрактное искусство, абстракционизм, беспредметное искусство,
нонфигуративное искусство, течение в искусстве многих, главным образом
капиталистических, стран, принципиально отказавшееся от каких-либо признаков
изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Программа
А. и. полностью порывает с общественными и познавательными задачами художественного
творчества, заменяет их выражением неких "очищенных от реальности" духовных
сущностей, чисто субъективных эмоций и подсознательных импульсов, является
крайним проявлением индивидуалистических субъективистских тенденций буржуазной
культуры, идеалистических концепций "искусства для искусства". Практика
же А. и. сводится к составлению с помощью отвлечённых элементов художественной
формы (цветовое пятно, линия, объём и т. д.) неизобразительных композиций,
рационалистически упорядоченных либо предназначенных выразить стихийность
чувства и фантазии автора. Понятием "А. и." объединяются разнородные явления
- антигуманистические художественные концепции, иллюзорные устремления
к "абсолютной свободе" от действительности и общества, попытки выразить
мир личных ощущений художника и чуждые по своему существу программным декларациям
А. и. чисто декоративные композиции, равно как и лабораторные поиски новых
форм, связанные главным образом с архитектурой и декоративным искусством.


А. и. возникло
как анархический вызов общественным вкусам в ходе расслоения ряда течений
в искусстве 20 в. - кубизма, экспрессионизма, футуризма и др.; в 1910-13
первые его образцы в живописи создали работавшие в Германии экспрессионисты
В. В. Кандинский и П. Клее, парижские "орфисты" - Р. Делоне, испанец Ф.
Пикабия, чех Ф. Купка, итальянские футуристы - Дж. Балла, У. Боччони, Дж.
Северини, в России - "супрематист" К. С. Малевич, "лучисты" М. Ф. Ларионов
и Н. С. Гончарова, в Нидерландах - "неопластицисты" П. Мондриан, Т. ван
Дусбюрг, Б. ван дер Лек. Работавшие в Париже украинец А. П. Архипенко,
румын К. Брынкуши и др. обратились несколько позже к опытам абстрактной
скульптуры. После 1-й мировой войны А. и. питалось порожденными войной
нигилистическими настроениями буржуазной интеллигенции (дадаизм - испанец
Х. Миро, француз Ж. Арп); одновременно определилось стремление найти неизобразительным
формам применение в архитектуре и декоративном искусстве (эксперименты
группы Cтuль - в Нидерландах, Баухауз - в Германии), строить их по математическим
и инженерным принципам (конструкции В. Е. Татлина, покинувших Россию братьев
А. Певзнера и Н. Габо, позже - мобили американца А. Колдера). Большая группа
советских художников 1920-х гг., видя несоответствие программ А. и. целям
советской культуры, перешла к практической работе в прикладном искусстве
и художественном конструировании (Татлин, Л. С. Попова). В годы 2-й мировой
войны в США возникла школа "абстрактного экспрессионизма" (живописцы Дж.
Поллок, М. Тоби), распространившегося после войны во многих странах (под
названием "ташизма", или "бесформенного искусства") и провозгласившего
своим методом бессознательность и автоматизм творчества, непредвиденность
эффектов. В живописи и графике стала культивироваться изощрённость неожиданных
цветовых и фактурных сочетаний (А. Манесье, Ж. Дюбюффе, П. Сулаж во Франции,
К. Аппел в Нидерландах, Афро Базальделла в Италии), в скульптуре - парадоксальная
причудливость композиции и обработки материалов (С. Липтон в США, Э. Чильида
в Испании). В середине 20 в. А. и. стало в буржуазных странах привилегированным
и воинствующим направлением, стремящимся к абсолютному господству; оно
повлияло и на искусство некоторых социалистических стран (Польша, Югославия,
Чехословакия). В 1960-е гг. А. и. эволюционирует в сторону орнаментально-геометрических
композиций ("оп-арт"), как течение А. и. теряет свои позиции и вытесняется
различными по характеру и целям течениями, обращающимися к предмету и изображению.


Лит.: Стойков
А., Критика абстрактного искусства и его теории, М., 1964; Лебедев А. К.,
К спорам об абстракционизме в изобразительном искусстве, М., [1967]; Лифшиц
М., Рейнгардт Л., Кризис безобразия..., М., 1967; Brion M., Art abstrait,
P., 1963.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я