АБОВЯН

АБОВЯН Хачатур (1805-1848), армянский писатель,
просветитель-демократ, основоположник новой арм. лит-ры и нового лит. языка,
педагог, этнограф. Родился в с. Канакер близ Эривани (Еревана) в знатной,
но разорившейся семье. Учился в Эчмиадзине, затем в Тифлисе в семинарии
Нерсесян (1824-26). Окончил Дерптский (ныне Тартуский) ун-т в 1836. Вернувшись
на родину с тем чтобы посвятить себя пед. деятельности, А.встретил враждебное
отношение со стороны реакц. арм. духовенства и царского чиновничества,
т. к. он выступил против догматизма и формализма в школьном обучении. С
1837 был смотрителем тифлисского уездного уч-ща; в 1843 перевёлся на такую
же должность в Ереван. 2(14) апр. 1848 А. ушёл из дома и пропал без вести.


Творчество А. имело огромное значение для нац. лит-ры.
Он писал романы, рассказы, очерки, пьесы, научно-художеств. сочинения,
стихи, басни. Он был и первым арм. детским писателем. А. выступил в то
время, когда арм. лит-pa была проникнута ре лиг. духом, когда клерикалы
стремились искусственно оживать омертвевший др.-арм. яз. грабар. Произв.
А., направленные против феод, ицерк. идеологии, написаны на совр. языке
- ашха-рабар, понятном народу. Они проникнуты демократизмом. В знаменитом
произв. Раны Армении (1841, изд. 1858), заложившем основу светского нар.
романа, А. рисовал освободит, борьбу арм. народа в период рус.-иран. войны
1826-28. Он показал тяжкие страдания армян под властью иран. поработителей.
Осн. идея романа, оказавшего большое влияние на широкие слои арм. общества,-
утверждение чувства нац. достоинства, патриотизма и ненависти к угнетателям.
Герой романа - Агаси воплощает свободолюбивый дух народа, его волю к борьбе
с иноземными завоевателями. Отдать жизнь, но родины своей не отдавать врагу
- таков девиз Агаси и его боевых друзей-партизан. Залог нац., политического
и культурного возрождения своей родины А. видел в укреплении дружбы рус.
и арм. народов. В романе переплетены элементы романтизма и реализма, повествование
перебивается ли-рич. и публицистич. отступлениями.


А. написал научно-художеств. произв. Открытие Америки,
Книгу рассказов, сб. басен Развлечения на досуге (опубл. 1864), цикл Баяти
(опубл. 1864). Он переводил на арм. яз. произв. Гомера, В. Гёте, Ф. Шиллера,
Н. М. Карамзина, И. А. Крылова и др.


А.- основоположник новой арм. демо-кратич. педагогики.
Выступал против ср.-век. клерикально-схоластич. системы воспитания и обучения.
Боролся за светское всестороннее (умственное, нравственное, трудовое, физич.)
воспитание, за доступность школы и бесплатное обучение для неимущих, за
равное образование мальчиков и девочек. Из пед. сочинений А. выделяются:
книга для чтения Пред-тропье (1838), учебник грамматики рус. и арм. языков
и роман История Тиграна, или Нравственное наставление для армянских детей
(впервые напечатан в 1941). А. первый в Армении занимался науч. этнографией,
изучал быт и обычаи крестьян родного селения Канакер, жителей Еревана,
а также собирал и изучал арм., азерб. и курдский фольклор. Портрет стр.
21.


В рус. пер.: Избр., М., 1948: Раны Армении, Ер.-М., 1948;
то же, Ер., 1955.


Лит.: Абов Г., Хачатур Абовян. Жизнь и творчество.
Ер., 1948; Сантросян М., Хачатур Абовян - выдающийся армянский педагог,
М., 1957;

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я